вторник, 22 ноября 2011 г.

Культурное наследие русских композиторов.

Игорь Федорович Стравинский

Родился 5 (7) июня 1882 г. в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). Выдающийся композитор современности, Игорь Стравинский, ока­зал огромное влияние на музыку XX в. Музыкальное образование получил под руковод­ством Н. А. Римского-Корсакова. С 1910 г. жил за рубежом, преимущественно в Париже, с 1939 г. — в США. За 60 лет ком­позиторской деятельности Стравинский создал произведе­ния во всех жанрах (кроме киномузыки). Особое место в его творчестве занимают 11 балетов: «Жар-птица» (1910), «Пет­рушка» (1911), «Весна священная» (1913), «Сказка о беглом солдате и черте» (1918), «Пульчинелла» (1920), «Аполлон Мусагет» (1928), «Поцелуй феи» (1928), «Персефона» (1934), «Игра в карты» (1936), «Орфей» (1947), «Агон» (1957), а так­же хореографические кантаты «Свадебка» (1923) и «Балет­ные сцены» (1938). Самые ранние из них: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», а также «Свадебка», свя­занные с образами русского фольклора,— поразили совре­менников оригинальностью и смелостью идеи, богат­ством фантазии, необычностью звукового колорита. Постав­ленные труппой С. П. Дягилева в Париже, они произвели революцию в развитии европейского балета.

К мифам античной Греции композитор обращается в балетах неоклассицистского периода: «Аполлон Мусагет», «Персефона», «Орфей».

Творчество Стравинского претерпело сложную эволю­цию - от импрессионизма, присущего ранним произведениям композитора, к неоклассицизму 1920—1930 гг. и строгой додекафонии поздних сочинений - поскольку оно живо откликалось на новые веяния, открывало новые пути музыкального искусства XX в. Произведения Стравинского вызвали много подража­ний и закрепили за композитором славу одного из лидеров мирового музыкального искусства.


Событием, определившим «крутой поворот» в жизни Стравинского, казалась встреча с С. Дягилевым, возглавлявшим объединение «Мир искусства» и организовавшим Русские сезоны в Париже, благодаря которым европейская публика смогла познакомиться с искусством Ф. Шаляпина, А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского, М. Фокина.
К очередному сезону Дягилев заказал А. Лядову музыку к балету «Жар-птица», но работа не была выполнена из-за плохого самочувствия композитора, и представление оказалось под угрозой срыва. Тогда Дягилев, слышавший произведения Стравинского («Фантастическое скерцо», «Фейерверк») и уверовавший в молодого и энергичного музыканта, предложил ему взяться за эту работу.
25 июня 1910 г. — точная дата начала мировой славы Стравинского, ибо в этот день состоялась премьера «Жар-птицы» на сцене парижской «Гранд-опера». Замысел балета, как известно, не принадлежал Игорю Федоровичу. Перед ним было готовое либретто, составленное А. Бенуа, А. Ремизовым, А. Головиным, Л. Бакстом. Однако сюжет не сковывал его творческой фантазии. Определяющим для композитора стало «мирискусническое» отношение к фольклору как самоценному художественному миру.
Год, отделяющий «Петрушку» (1911) от «Жар-птицы», — значительное расстояние для быстро созревающего феноменального дарования Стравинского. Если «Жар-птица» еще несет отзвуки прошлого, то «Петрушка» уже смотрит в будущее. Здесь все ново: и улично-балаганный «низовой» фольклор, и новые приемы оркестровки, и свободное многоголосие, в основе которого — сочетание не только мелодических линий, но целых пластов. А главное — магия условного театрального действа, допускающая соединение разных жанровых и смысловых элементов: романтической истории и фольклорного направления, русского народного театра «Петрушка» и персонажей итальянской «комедии масок». Мир людей и мир кукол сосуществуют у Стравинского в едином пространстве театра представления. Установка на лицедейство и игру воплощает эстетическое кредо композитора, а театр впервые заявлен здесь как важнейшая тема творчества в целом.
В 1913 г. в Париже разразился «грандиозный театральный скандал», поводом для которого послужил новый балет Стравинского «Весна священная», имевший подзаголовок «Картины языческой Руси». Композитор воскрешал в музыке первозданную суровость обычаев древнего племени, возглавляемого Старейшим-Мудрейшим, возрождал обряды весенних гаданий, заклинаний сил природы, представлял величание Избранной. Завершался балет ее Великой священной пляской — жертвоприношением. Музыка его, насыщенная диссонансами, политональными наслоениями, импульсивными ритмами, сплетающимися мелодическими потоками, создавала впечатление первобытной стихийности и обрядовой истовости мира предков, в котором человек и природа неразделимы. Сам композитор, подчеркивая это, говорил: «Мой новый балет «Весна священная» не имеет сюжета. Это религиозная церемония Древней Руси — Руси языческой». Все премьеры ранних балетов Стравинского, состоявшиеся в антрепризе Дягилева, имели значение сенсации, утверждая мировую славу молодого новатора.

Стравинский исходил из попевок, близких древнейшим образцам русских, украинских, белорусских обрядовых песен и наигрышей, возможно, восходивших к подлинным "веснянкам", звучавшим по берегам Днепра, Тесны, Березины и во времена незапамятные. Мы располагаем сведениями о том, что в поместье Устилуг на Волыни Стравинский записывал старинные песни, кто знает сколько поколений передававшиеся из уст в уста.

Композитор воскрешает в музыке первозданную суровость обычаев племени, возглавляемого Старейшим-Мудрейшим, возрождает обряды весенних гаданий, заклинаний сил природы, сцену умыкания девушек, древнейший обряд Поцелуя земли, величание Избранной и, наконец, орошение земли ее жертвенной кровью. Музыка "Весны священной" насыщена такой напряженной, стихийной силой диссонансов, какая никогда еще не возникала в партитуре ни одного композитора. Большое место в музыке "Весны" занимают политональные построения. Сложность гармонического языка, усугубляемая изощренностью ритмов, непрестанно меняющих свои очертания, как полыхающее пламя, сплетающиеся мелодические потоки, - все это производит впечатление какой-то первобытной дикости, мира прапредков, в котором природа и человек нераздельно едины.

Накануне первой мировой войны Стравинский уезжает за границу; с 1913 г. он попеременно живет то во Франции, то в Швейцарии. Театр стал воплощением его художественных устремлений; для театра написаны оперы «Соловей» и «Мавра», музыкально-сценические произведения «История солдата», «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», «Свадебка». Музыкальные замыслы этих сочинений во многом вновь исходили из фольклорной поэтики. Именно Стравинскому удалось наметить одну из магистральных линий развития музыкального театра XX века, синтезирующего разные виды искусства. Жест, воспринимаемый композитором как первоязык культуры, а также другие ее праэлементы — слово и музыка — составили основу уникальных в жанровом отношении сочинений: «Истории солдата» — «сказки, читаемой, играемой и танцуемой», «Байки» — «веселого представления с пением и музыкой», «Свадебки» — «русских хореографических сцен с пением и музыкой». Новаторство этих произведений во многом обусловлено и особыми принципами претворения фольклорной поэтики, характерными для стиля модерн и творчества художников «Мира искусства», в тесном содружестве с которыми Стравинский находился в эти годы. В литературе о Стравинском принята классификация его творческих периодов: ранний («русский», заканчивающийся «Свадебкой», то есть 1923 г.), центральный («неоклассицистский», охватывающий тридцатилетие до 1953 г.) и поздний (связанный с обращением к додекафонии — новой технике композиции с двенадцатью функционально равнозначными тонами). Такое деление творческого пути композитора весьма условно, так как дает представление только об эволюции «почерка» Стравинского.

Умер Игорь Федорович Стравинский 6 апреля 1971 г. в Нью-Йорке, похоронен в Венеции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий